для всей семьи
О гуру, воззрениях, теории и практике.

Был такой случай. Один человек хотел обрести сверхъестественные силы. Он ходил от одного гуру к другому, отчаянно ища наставлений. В конце концов он набрел на тропу к отдаленному скиту в глуши Гималаев. Гуру ашрама угадал цель его поисков и попытался отговорить путника: «Что ты будешь делать с этими силами? Допустим, ты научишься ходить по воде. Через три дня лодка покажется тебе удобнее! Не трать свою жизнь на эти неуместные занятия. Позволь мне научить тебя медитации». Он долго пытался переубедить гостя, но тот был непреклонен. Наконец гуру сказал: «Ну что ж, если ты так решительно настроен, завтра в четыре часа утра окунись в реку и приходи ко мне. Я посвящу тебя в тайны сверхъестественного». Человек был взволнован. Перед рассветом он нырнул в ледяную гималайскую реку, посинел от холода, после чего пришел к мастеру и сел перед ним в ожидании. Гуру сказал: «Смотри, это очень просто. У меня есть тайная мантра. Если будешь повторять ее трижды в день в ближайшие сорок дней, обретешь все сверхъестественные силы». Затем он произнес мантру: «Асатома садгамая — от невежества веди меня к истине». Гуру напомнил ученику: «Повторяй эту священную мантру трижды в день в течение сорока дней, и все царство сверхъестественного будет твоим. Но, произнося мантру, ни в коем случае не думай про обезьян». Мужчину удивила простота его практики.

«Это все? — радостно спросил он. — Я могу идти?»

Гуру ответил: «Конечно. Пожалуйста, иди и возвращайся через сорок дней». Ученик вышел в большом возбуждении. «Этот глупый гуру раскрыл мне все свои секреты, даже не попросив денег! — думал он. — И он велит не думать про обезьян. С какой стати я должен думать про обезьян? Смех, да и только!»

Он спустился с горы и добрался до берегов Ганга. Искупавшись в святой реке, он сел, чтобы начать свою практику. Но, стоило ему произнести слово «асатома» — как ум заполонили обезьяны! Каждый раз, когда ему вспоминалась обезьяна, он снова окунался в реку. Он пытался повторять эту мантру в разных йогических позах. Но, едва он произносил первый слог, появлялись обезьяны. Тысячи обезьян. Через неделю интенсивной практики необходимость в мантре отпала. Вселенная просто кишела обезьянами — нескончаемый кошмар! Измученный этими бесчисленными животными, не в силах с ними совладать, ученик вернулся к гуру со словами: «Мне не нужны твои проклятые сверхъестественные силы. Освободи меня от этих бестий!»

Если вы не хотите думать о чем-то конкретном — именно эти мысли первым делом будут появляться в вашей голове! Такова природа человеческого ума.

В последнее время проводится много научных исследований о деятельности головного мозга. Если посмотреть на то, как в мозге возникают нейроны, можно увидеть, что этот процесс происходит с невероятной слаженностью. Именно она способствует эффективному функционированию организма. Благодаря отлично скоординированному и сложному танцу нейронов в вашем организме возникают миллиарды замысловатых явлений.

Но, к несчастью, разум большинства людей, превратился в цирк. Цирк — это, по факту, очень точно скоординированная деятельность, преднамеренно организованная так, чтобы походить на полный сумбур. В цирке даже клоун — гимнаст. Он лишь разыгрывает простачка; на самом деле это талантливая, искусная игра. Сравнение с клоуном отражает переживания большинства людей, когда дело касается их умственной деятельности.

Как же разум, этот потрясающий гимнаст, стал клоуном? Как он превратился из источника волшебства в такой хаос? Почему этот чудесный инструмент стал машиной по производству несчастья?

Как отмечалось выше, каждый человек ищет что-то приятное внутри и снаружи. Но снаружи есть миллионы ингредиентов, и никто не властен над ними полностью. Однако, когда дело доходит до внутренней ситуации, мы находим только один ингредиент: это вы. Вы — единственный архитектор и творец своей внутренней жизни. Но вы не знаете, как ее творить. Вот в чем вся соль. Если бы вы ощущали себя творцом, вы наверняка не производили бы никаких страданий. У вас есть фундаментальная свобода — думать, что хотите. Что же мешает вам думать о приятном?

Проблема заключается только в следующем: ваш разум вас не слушается. Представьте себе, что пещерный человек эпохи палеолита пытается печатать на компьютерной клавиатуре. То, что появится на экране, будет выглядеть как сплошная непристойность!

Система йоги — это техника, позволяющая разграничить вас и ваш разум. Между вами и тем, что вы накопили в виде тела и разума, есть пространство. Осознание этого пространства — вот ваш первый и единственный шаг к свободе. Именно накопленный вами багаж, физиологический и психологический, создает циклические закономерности в вашей жизни и даже за ее пределами. Если вы сможете постоянно осознавать это пространство, эту дистанцию между собой и своим комплектом «тело-разум», вам откроется измерение безграничных возможностей.

В этом мире есть только две формы страданий: физическая и умственная. Как только эта дистанция станет неотъемлемой частью вашего восприятия, страдания прекратятся. Избавившись от страха перед страданиями, вы сможете идти вперед полным ходом, не боясь пробовать все, что предлагает вам жизнь. Вашу способность использовать этот чрезвычайно сложный феномен тела-разума можно поднять на совершенно новый уровень опыта и полезности, если вы умеете отстраняться от тела и разума. Звучит парадоксально, но это правда. По мере того как растет опыт восприятия пространства, разум перестает быть хаосом. Теперь это великолепная симфония, прекрасная возможность, которая может привести вас на большие высоты.

Йога — это путь к той реальности, в которой вы переживаете наивысшую природу бытия как безграничное единство. Этот опыт возможен, только если вы сохраняете пространство между вами и телом-разумом. Важно помнить, что это безграничное единство является переживанием; это не идея, не философия и не концепция. Если вы провозглашаете единство Вселенной как интеллектуальную теорию, это, возможно, принесет вам популярность на званом обеде или поможет сорвать аплодисменты на семинаре. Вы даже можете получить Нобелевскую премию. Но никакой иной цели это не послужит. С другой стороны, переживание безграничного единства может доставить вас в другое, целостное измерение — в сферу любви и блаженства, далеко за пределы всего рассудочного.

Интеллектуальные рассуждения на тему «все является единым» могут нанести человеку вред. Люди часто исповедуют всевозможные философские воззрения о том, что нужно стать едиными с космосом и любить весь мир — пока жизнь не преподаст им хороший урок. Когда дело касается денег, граница между «я» и «другими» совершенно очевидна. В такие моменты никто не думает о единстве между собой и другими!

ВЫ — ЕДИНСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТОР И ТВОРЕЦ СВОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ. НО ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, КАК ЕЕ ТВОРИТЬ.

Был такой случай. Шанкаран Пиллай отправился в класс Веданты. Веданта — это школа индийской метафизики, где говорится о недвойственности человеческой сущности и божественного. Учитель, ученый философ, увлеченно вещал: «Вы не просто то или иное; вы повсюду. Нет ничего такого, как «твое“и «мое“; все является вами, все ваше. По сути, все является одним. Все видимые цветоформы, все звуки, запахи, вкусы и фактуры — это не реальность; это все майя, иллюзия».

Эта непобедимая риторика Веданты гудела в голове Шанкарана Пиллая. Он пошел домой и уснул с этими мыслями. Утром он проснулся в возбуждении. Обычно он любил поспать, но из-за этой Веданты мгновенно вскочил с постели. Первые мысли в его голове были такие: «Нет ничего, что не было бы моим. Все мое; все есть я. Все, что есть в этом мире, — это я, и все это майя». Всем известно, что даже великих философов регулярно одолевает голод. Поэтому Шанкаран Пиллай отправился в свой любимый ресторан, заказал большой завтрак и жадно проглотил его, говоря себе: «Еда — это я; тот, кто ее подает, — тоже я; и тот, кто ест, — тоже я». Веданта!

Он закончил завтрак. Когда находишься в таком возвышенном состоянии Веданты, тебя не тревожат мирские дела вроде оплаты счетов. Шанкаран встал и направился к выходу. Если все вокруг твое, о каком счете может идти речь?

Когда он проходил мимо кассы, хозяин на что-то отвлекся и отвернулся. Шанкаран Пиллай увидел в выдвинутом ящичке огромную пачку купюр. Веданта тут же подсказала ему: «Все твое; нет различий между «тем“и «этим“». Поскольку его карманы были совершенно пусты, он запустил пятерню в ящик, взял стопку банкнот, засунул в карман и вышел из ресторана. Он не собирался никого грабить, он просто практиковал Веданту.

Вдруг из ресторана выбежали несколько человек и схватили его. Шанкаран Пиллай сказал: «Кого вы пытаетесь поймать? Вы и ловец, и добыча; вы — тот, кто поймал, и тот, кого поймали. Когда нет таких вещей, как «вы“и «я“, что и кому платить?»

Владелец кафе был в замешательстве! Он понимал только одно: «У тебя в кармане мои деньги». Но Шанкаран Пиллай твердил: «Я и ловец, и добыча; я — тот, кто поймал, и тот, кого поймали». Владелец не знал, что делать с этим клиентом. Поразмыслив, он повел Шанкарана Пиллая в суд.

Там Шанкаран Пиллай продолжил свою Веданту. Судья изо всех сил пытался втолковать Пиллаю, что тот совершил кражу, но безуспешно. В конце концов судья сдался и сказал: «Ладно, десять ударов плетью ниже спины».

Первый удар…. Шанкаран Пиллай закричал. Судья сказал: «Не волнуйся. Все равно все майя. Нет такой вещи, как боль или удовольствие. Все это майя». Второй удар. Шанкаран Пиллай крикнул: «Хватит!» Судья сказал: «Тот, кто бьет, — это ты, и тот, кого бьют, — тоже ты». Третий удар. Шанкаран Пиллай крикнул: «Прекратите!» «Нет такой вещи, как начало и прекращение. Это майя».

Так Шанкарану пришлось вытерпеть все десять ударов плетью. Но еще до того, как наказание завершилось, из него выбили Веданту. Интеллектуальное понимание, не подкрепленное опытом и знанием, ведет к игре ума и обманчивым состояниям. Но если единство становится эмпирической реальностью, оно не приведет к незрелому действию. Оно принесет потрясающий жизненный опыт, который преобразует вас навсегда.

Универсальность — это не идея; это экзистенциальная истина. А индивидуальность — это идея. Йога — просто читта вритти ниродха. Это означает, что если активность вашего ума прекращается, а вы еще пребываете в состоянии бдительности, то это — йога.

Но не пытайтесь насильно остановить умственную активность, иначе сойдете с ума. В автомобиле вашего разума нет педалей тормоза и сцепления; все три педали — газ. Вы это замечали? На какую педаль ни надави, разум только ускоряется. Но если не обращать на него внимания, мысли будут постепенно успокаиваться и оставят вас в насыщенной и яркой тишине.

САДХАНА

Напоминайте себе как минимум раз в час: все, что вы носите с собой — сумки, деньги, отношения, тяжесть в сердце и теле, — вы накапливали в течение определенного времени. Если вы все больше осознаете этот фундаментальный факт, даже когда внутри вас происходит процесс разотождествления, уравновешенный глубоким чувством участия во всем вокруг вас, — вы придете от несчастья и безумия человеческого разума к медитативности.

Добавить комментарий