для всей семьи
О мышлении и жизни: наблюдение за своим разумом.

Вы можете сгенерировать мысль только потому, что существуете. Но вы стали настолько одержимы мысленным процессом, что внимание переключилось с экзистенциального на психологическое. Дошло до того, что вы поверили, будто существуете потому, что мыслите! Основы западной философии фактически опираются на знаменитую максиму французского философа XVII века Рене Де-карта: «Мыслю — значит существую».

Пришло время изменить эту формулировку: вы существуете и потому мыслите. Это не имеет ничего общего с какой-либо философией, восточной или западной. Это простая экзистенциальная реальность.

Вы можете «быть» и в то же время думать или не думать. Самые красивые моменты в вашей жизни — то, что вы назвали бы мгновениями блаженства, радости, экстаза или полного спокойствия, — случались тогда, когда вы вообще ни о чем не думали. Вы просто были. Бытие вполне обходится без мыслей.

Что такое мысли на самом деле? Просто информация, которую вы собрали и перерабатываете. Способны ли вы думать о чем-то другом, кроме того, что было накоплено умом? Все, чем занят человеческий ум, — это переработка старых данных. Поэтому я спрашиваю: вы хотите быть живым существом или мыслящим существом? Сейчас девяносто процентов времени вы думаете о жизни, но не живете. Вы пришли в этот мир, чтобы испытать жизнь или чтобы поразмышлять о ней? Ваш умственный процесс — очень маленькое явление по сравнению с жизненным процессом, но сегодня он для вас важнее всего. Человечеству пора снова начать искать смысл в жизненном процессе. Это нельзя откладывать на потом. От этого зависит наша жизнь.

Был такой случай (это почти наверняка апокрифическая басня, но это не важно; она может быть и правдой). Аристотель, отец современной логики, интеллектуальный гигант Древней Греции, гулял по пляжу. Перед ним алел величественный закат, но он был слишком занят, чтобы обратить внимание на такую мелочь. Он серьезно размышлял над какой-то великой проблемой бытия. Для интеллектуального ума бытие всегда является проблемой, и Аристотель постановил ее решить. Погруженный в серьезные мысли, он бродил туда-сюда по пляжу.

На пляже был еще один человек, который делал что-то очень увлеченно — настолько увлеченно, что даже Аристотель вскоре его заметил. Люди, погруженные в свои собственные психологические реальности, обычно не обращают внимания на жизнь вокруг. Их глаза нечасто видят море, закат, ребенка или улыбку на лице встречного. Видя неулыбчивое лицо, они не стремятся помочь человеку улыбнуться, такие пустяки — не их забота! Мыслители слишком заняты: они пытаются постичь великие загадки бытия.

Но другой человек на пляже вел себя настолько необычно, что даже Аристотель не мог пройти мимо. При ближайшем рассмотрении он заметил, что мужчина то и дело входил в океан и возвращался, с невиданной целеустремленностью на лице. Аристотель оторвался от своих мыслей, чтобы спросить: «Что с тобой?»

Человек сказал: «Пожалуйста, не мешай, я занимаюсь важным делом». И увлеченно продолжил свои хождения. Любопытство охватило Аристотеля. Он продолжил разговор: «Но что это за дело?» Человек отмахнулся: «Дело очень важное. Не мешай». Аристотель не уступал: «Да что за дело-то?»

Человек показал ему маленькую яму в песке и пояснил: «Я переливаю океан в эту яму». В руке у него была столовая ложка. Аристотель округлил глаза и расхохотался. Дело в том, что этот философ мог прожить целый год и ни разу не засмеяться. Для смеха нужно сердце. Интеллект не может смеяться; он способен только критически анализировать.

Но сейчас даже Аристотеля разобрал смех: «Вот умора! Да ты с ума сошел. Знаешь, насколько обширен океан? Как ты перельешь его в эту маленькую лунку? Да еще с помощью столовой ложки? Будь у тебя хотя бы ведро, возможно, был бы шанс! Оставь эту безумную идею».

Тогда мужчина посмотрел на Аристотеля, бросил ложку и произнес: «Моя работа уже закончена».

Аристотель удивился еще больше: «Что значит — закончена? Ты не только не опустошил океан — ты даже яму не заполнил до краев. Что ты имеешь в виду?» И вот какой ответ он услышал: «Я пытаюсь перелить океан в эту яму столовой ложкой. Ты говоришь, что это безумие. А чем занят ты сам? Знаешь ли ты, насколько обширно это бытие? В нем миллиарды океанов, подобных этому; а ты хочешь вместить его в маленький объем своей головы — и с помощью чего? С помощью ложки рассудочного мышления! Смешнее некуда. Брось эту безумную идею!»

Еще был Гераклит, другой великий греческий философ. Однажды он мгновенно показал Аристотелю, насколько неуклюжее существование тот влачит, пытаясь распространять свою логику на все аспекты жизни. Вы никогда не познаете эмпирические измерения жизни посредством такого мелкого инструмента, как мышление. Даже если у вас мозг Эйнштейна, ваш мыслительный процесс не охватит саму жизнь. Мысль может быть всего лишь логичной; она всегда выбирает точку между двумя полярностями. Если вы хотите познать жизнь во всей ее необъятности, вам нужно нечто большее, чем интеллект. Вот основной выбор, который у вас есть: либо вы учитесь жить в уже сотворенном мире, либо создаете собственное творение в своей голове. Каков ваш выбор?

Планета вращается по графику — это важно. Все галактики справляются со своими обязанностями; весь космос отлично работает. Но у вас в голове появляется одна-единственная неприятная мысль, и вот вам уже плохой день! Проблема в том, что вы живете в психологическом пространстве, которое не связано с реальностью. И вы чувствуете опасность, потому что ваш мир может рухнуть в любой момент. Если вы посмотрите на себя с точки зрения необъятности и величия космического пространства, вы окажетесь меньше пылинки. Но вы считаете, что ваша мысль, которая является лишь маленькой частицей внутри вас, определяет всю природу бытия! Вам явно недостает широты обзора — вот в чем основная проблема.

Вы слышали о Будде. Его звали Сиддхартха Гаутама, и он стал Буддой. Но Гаутама — не единственный Будда. Любой человек, который превзошел свой интеллект, преодолел пределы различения и логики, является Буддой. Человечество изобрело миллионы способов страдать. Фабрика по производству страданий находится в вашем разуме. Когда вы больше не отождествляетесь со своим разумом, вы вольны жить вне каких-либо ограничений. Быть Буддой — значит стать наблюдателем за собственным интеллектом.

Как мы уже говорили ранее, суть йоги заключается именно в том, чтобы между вами и вашим разумом появилось явное пространство. Как только это произойдет, начнется жизнь, полная ясного восприятия и свободы. Вот как рождается свобода.

ПРЕДЕЛЫ ЛОГИКИ

Без логического мышления вы не сумели бы выжить на этой планете. Но в то же время слишком много логики — это самоубийство. Скажем, вы просыпаетесь утром и начинаете думать на сто процентов логически. Не обращаете внимания на восход солнца, птиц в небе, лицо вашего ребенка, цветы в саду. Ничего, кроме логического мышления.

Теперь вам нужно встать, пойти в туалет, почистить зубы, поесть, поработать, поесть, поработать, поесть, лечь спать. Завтра с утра — то же самое. В следующие тридцать, сорок или пятьдесят лет будет происходить то же самое. Если вы живете одной логикой, зачем вам жизнь? Однажды в Нью-Йорке мужчина поздно вечером шел домой с работы. Внезапно у него появилась романтическая идея. Он заглянул к флористу, купил огромный букет красных роз, пошел домой и постучал в дверь. Ему открыла жена.

При виде мужа она начала ругаться: «Сегодня был ужасный день. Кран протек, подвал залило, дети подрались из-за пирога и мне пришлось прибирать весь дом, собака заболела, моей маме было плохо, а тебе еще хватило наглости вернуться домойпьяным!»

Так что, если вы мыслите на сто процентов логически, у вас нет возможности по-настоящему жить! Моменты полного преобладания логики — это моменты самоубийства. Только если вы знаете, когда нужно использовать логику, а когда необходимо выйти за ее пределы, ваша жизнь будет красивой.

САДХАНА

Вы можете попробовать выполнять одну простую практику. Приоткройте кран в ванной таким образом, чтобы из него падало пять-десять капель в минуту. Посмотрите, сможете ли вы наблюдать каждую каплю — как она формируется, как падает, как расплющивается или разбрызгивается по твердой поверхности. Делайте это по пятнадцать-двадцать минут в день. Вы постепенно осознаете многие вещи вокруг и внутри себя, о которых сейчас совершенно не подозреваете. Это простое упражнение может запустить процесс повышения чувствительности и ясности; так можно достичь гораздо большего, чем вы можете себе представить. В этом простом процессе вы на самом деле изучаете один элемент йоги, называемый дхарана — «то, что течет». Здесь мы говорим не о воде. Речь идет о внимании и сознании. Здесь совершается попытка заставить ваше внимание течь и подключиться к его объекту — в данном случае к воде. Это не упражнение в наблюдательности. Вы тренируете внимание, превращая нечто случайное и прерывистое в плавный поток. (Если посмотреть шире, вода и вы уже являетесь единым целым. Ваша индивидуальность — это лишь ваша идея.)

Добавить комментарий