для всей семьи
Путь интенсивного бездействий: напряжение сменяется расслаблением.

По логике, мастером непринужденности должен бы считаться тот, кто никогда ни к чему себя не принуждал, не делал над собой никаких усилий. Но это не так. Если вы хотите узнать непринужденность, вам нужно знать и усилие. Когда вы достигнете пика непринужденности, вы станете свободными. Только человек, который знает, как нужно работать, понимает, что такое отдых. Как ни парадоксально, те, кто всегда отдыхают, не знают покоя; они лишь тонут в скуке и вялости, и это становится образом жизни.

Для русского танцора Нижинского балет был жизнью. В танце он выполнял такие высокие прыжки, которые казались невозможными для человека. Даже если ваши мышцы находятся в наилучшей форме, все еще существует предел того, насколько высоко можно прыгнуть. Но в некоторые моменты Нижинский, казалось, превосходил даже этот предел. Люди часто спрашивали его: «Как вам это удается?» Он отвечал: «Я никогда не смог бы этого сделать. Это происходит только тогда, когда Нижинского нет».

Если человек постоянно отдает себя на сто процентов, наступает момент, когда он превосходит все пределы и достигает полной непринужденности. Но действовать без усилий не означает превратиться в лежебоку. Это значит преодолеть те границы, внутри которых требуется физическое действие. Вы достигнете этого только тогда, когда научитесь выдерживать максимальные нагрузки и прилагать максимальные усилия. Сегодня некоторые люди заявляют, что хотели бы выбрать дзен как духовный путь: они полагают, что это значит ничего не делать. На самом деле дзен предполагает много труда, потому что он вовсе не отделен от жизни.

Прежде всего, это буддизм, а значит, работа над собой, совершенствование тела, речи и ума ради блага всех существ; развитие сочувствия и мудрости. Это также формальная медитация, выполняемая по строгим правилам, и неформальная медитация в любых повседневных обстоятельствах. Например, дзенский монах может просто раскладывать камешки в декоративном саду несколько недель подряд. Выполняя такую работу, можно достичь внутреннего уровня бездействия, «неделания» — преодолеть двойственное противоречие между «субъектом и объектом действия», то есть между совершающим действие и тем, на что направлена его деятельность. Именно такие состояния дают почувствовать вкус запредельного.

Если вы входите в подобные состояния посредством интенсивной работы, как Нижинский и многие другие, — эти моменты всегда будут чудом. Но если вы придете к тому же состоянию через интенсивность бездействия, то это называется «йогическая поза», и в этом случае такое состояние можно поддерживать дольше.

Самой сущностью дхьяны, или медитативности, является то, что вы подталкиваете себя к максимально возможной интенсивности, в которой спустя какое-то время не будет никаких усилий. Тогда медитация будет не действием, а естественным следствием достигнутой интенсивности. Вы можете просто быть. Именно в этих свободных от влечений состояниях создается необходимая атмосфера для того, чтобы индивидуум расцвел и превратился в космическую возможность.

Если мы, как общества и отдельные люди, по-прежнему позволяем каждому мгновению проходить мимо и не создаем атмосферы для такого расцвета, мы упускаем чудесную возможность. Люди ведут нескончаемые инфантильные разговоры о небесах и ожидающих там удовольствиях только потому, что так и не осознали, какой это огромный подарок — быть человеком. Если вы полностью состоитесь как человек, ваша божественная природа проявится и будет служить вам. У нее просто не останется выбора.

Добавить комментарий