Отрочество — явление, уникально свойственное человеку, время жизни, отмеченное пиком рискового поведения. Новейшие исследования показывают, что мозг продолжает становление весь подростковый период вплоть до начала взрослости. Это приводит к продлению возраста пластичности, из-за чего подростки так уязвимы, однако эта наша особенность, возможно, дала нам важное эволюционное преимущество.
Некоторые аспекты отрочества род людской осознает не одно тысячелетие. Аристотель писал о нем как о состоянии непреходящего опьянения, а Шекспир суммировал свойственную подросткам смесь детской наивности и взрослых страстей в романтической трагедии «Ромео и Джульетта». С тех времен жизнь подростка сильно изменилась. Дети ныне раньше входят в пубертатный возраст, а взрослеют позже, чем встарь, и поэтому время подростковых страданий длится дольше.
Подростковая тревожность.
Стереотипный подросток угрюм, импульсивен и склонен к эмоциональным всплескам. Подростки ищут новых ощущений и потрясений, что, вкупе с кажущейся неспособностью принимать здравые решения, приводит к рисковому поведению.
К тому же подростки нуждаются в одобрении сверстников больше, чем любой другой социальной группы, и потому крайне подвержены влиянию с их стороны. Все это отражено в статистике смертей, болезней и травм: подростки с большей вероятностью гибнут в автомобильных авариях, употребляют наркотики и злоупотребляют ими, а также проявляют большую половую неразборчивость, чем люди любого другого возраста.
Обычно такое поведение списывают на бушующие гормоны, и подростки действительно переживают гормональный всплеск, который является у них причиной некоторых действий. Однако сейчас нам уже известно, что все куда занятнее. Долгое время считалось, что развитие мозга завершается в течение первых лет жизни, но недавние исследования показали, что развитие гораздо продолжительнее. И пусть этот орган достигает своих взрослых размеров уже к десяти годам, он все равно претерпевает сильные структурные изменения — вплоть до ранней взрослости.
Во всем виноваты апгрейды.
Переход от детства к взрослости связан с взаимодействием между двумя нейробиологическими и психологической системами. Первая — лимбическая, занятая эмоциями и мотивацией. Недавние работы показывают, что прилежащее ядро («центр удовольствия») у подростков активнее, чем у детей или взрослых, и это отчасти объясняет рисковое поведение. Вопреки распространенному убеждению подростки на самом деле переоценивают риски, связанные с лихим поведением, но из-за того, что их мозг чрезвычайно чувствителен к дофамину, также склонны переоценивать и удовольствие, которое такое поведение сулит.
Другая система — префронтальная кора, контрольный центр мозга, выполняющий сложные функции типа принятия решений, долгосрочного планирования, сдерживания импульсов и откладывания вознаграждения. Диффузионно-тензорная визуализация показывает, что мозг на протяжении всего подросткового периода обновляет «прошивку», увеличивая производство миелина — жировой ткани, обволакивающей нервные волокна и облегчающей передачу нервных импульсов. Процесс миелинизации происходит волнообразно, эта волна постепенно охватывает весь мозг, двигаясь от задней его части вперед.
Области ближе к задней части мозга — например, занятые обработкой зрительной информации — обновляются на сравнительно ранних этапах, тогда как префронтальная кора, расположенная за глазами, не достигает полной зрелости до конца третьего десятка или даже до начала четвертого.
В то же время связи во всей коре головного мозга постоянно совершенствуются благодаря опыту, а синаптический прунинг не прекращается вплоть до первых лет взрослости. Поэтому подростки столь склонны к бестолковым решениям и большим рискам, хоть это и ненадолго. Подростки учатся на своих промахах методом проб и ошибок, это влияет на развитие их префронтальной коры, и со временем их система контроля совершенствуется. Миелинизация и образование новых синапсов облегчают этот процесс, ускоряя и усиливая связи в нейронных сетях, укрепляя контрольные системы. А создание сильных связей между префронтальной корой и гиппокампом означает, что воспоминания о прожитом опыте все активнее интегрируются в процесс принятия решений.
Беспечный ездок.
Некоторые исследователи сравнивают подростковый мозг с автомобилем, которым управляет бесшабашный водитель, вжавший педаль газа в пол, но управлять машиной толком не обученный. На этой стадии развития рисковое поведение достигает пика. Подростки часто ввязываются в опасные ситуации и при этом крайне уязвимы. Но если взглянуть через призму эволюции, такое рисковое поведение, свойственное подросткам, можно рассматривать как ценное эволюционное преимущество.
Подростки рискуют, потому что ищут новизны и свежих ощущений, и это подталкивает их выбираться с привычной территории, получать новый опыт, исследовать неведомые земли. Так они готовятся покинуть родительский дом, безопасное окружение, выстроенное родственниками, и отправиться в ожидающий их широкий мир. Отложенная зрелость позволяет юному мозгу быть гибким и тем самым учиться на опыте, получаемом в этой важнейшей фазе жизни. Разумеется, если б не подростковые выкрутасы наших предков, человечество, вероятно, не смогло бы забраться в каждую щель на глобусе.
Юность и закон.
Поразительное открытие, что префронтальная кора не достигает полной зрелости до первых лет взрослости, привело некоторых исследователей к соображениям, что нам необходимо пересмотреть законодательство в отношении подростков. До недавнего времени подростков, обвиненных в убийстве, в США карали смертью или пожизненным заключением без права обжалования. В октябре 2012 года, однако, Верховный суд Соединенных Штатов отменил пожизненное заключение для несовершеннолетних убийц. Это решение было принято на основании накопленных подтверждений, что у подростков навыки принятия решений все еще недоразвиты, однако это не означает, что подростков не нужно призывать к ответу и наказывать за их проступки.
Последнее слово за сверстниками.
Лоуренс Стайнберг из Темпльского университета разработал видеоигру для проверки того, как подростки оценивают относительные риски и удовольствия. Игра предлагает ведение автомобиля по виртуальному городу с максимально возможной скоростью. На пути участников ожидает несколько светофоров, и некоторые, стоит к ним приблизиться, переключаются на желтый. Это вынуждает участников принимать быстрое решение: терять время и тормозить или сберечь время и проскочить. Стайнберг обнаружил, что, когда подростки играли в одиночку, они проскакивали на желтый не чаще взрослых. Однако если за ними наблюдали приятели, играющие почти вдвое чаще рвались проехать на желтый. Это показывает, какое влияние оказывают сверстники на поведение подростков: те ощущают одобрение ровесников как чрезвычайно приятное и, следовательно, более склонны рисковать, чтобы его заработать.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.